THE HISTORY OF CENTRAL ASIA | |||
You're at: Home :: статьи Кумекова Б.Е. :: Появление и накопление информации о кипчаках | |||
Кумеков Болат Ешмухамедович директор Международного научно-исследовательского центра кыпчаковедения при КазГЮА д.и.н., профессор, чл.-корр. НАН РК
Появление и накопление информации о кипчаках и кимаках по арабским источникам.
Арабский халифат и Тюркский каганат в конце VП-VШ вв. сосущеcтвовали как соперничающие сила. Арабы активно вели завоевания на западе и востоке, в том числе в Средней Азии, до того находившейся под политическим контролем тюрок, которые для арабов были единым народом. В середине VIII в. границы мусульманского мира на северо-востоке вплотную подошли к пределам кочевий тюркских племен Южного Казахстана. Непосредственные контакты сказались на характере информации - появляются более конкретные представления об отдельных тюркских племенах. В описании арабскими историками грандиозного сражения, происходившего в 751 г. у г.Атлаха близ Тараза (совр.Джамбул), между арабскими и китайскими войсками, в качестве участников названы и тюркские племена - карлуки, чигили и тюргеши. В ходе завоевательных походов арабов в начале IX в. в Семиречье в письменных памятниках появляется подробная информация о местных племенах, в том числе о кимаках. Об этом свидетельствует текст надписи, выгравированной на ободке короны Кабул-шаха (813 г.), который воспроизвел ал-Азраки (ум.858). Там говорится о разгроме ал-Фадлом ибн Сахлем карлукского джабгу в Отраре и изгнании его в страну кимаков. В исторической литературе в целом по-прежнему сохраняется цикл более ранних сведений о тюрках. Лишь в самой ранней арабской географии проявляется непосредственное влияние иранской традиции, в географических сочинениях халифата используют терминологию взятую из персидской литературы, касающейся названий тюркских племен Центральной Азии и стран Дальнего Востока (нп., Синистан, букв. "Страна Син", т.е. Китай, у Мухаммада ал-Хорезми. перв. пол. IX в.; хифшах > хифчах по Ибн Хордадбеху). К концу IX в. тюркские племенные группы, пограничные с арабами, стали постепенно исламизироваться; торговые пути из исламских городов направлялись в центры кочевых объединений - кимаков в Прииртышье и кыргызов на Енисее. В Х в. тюркские племена начинают приобщаться к мусульманской культуре. Именно в втот период в географических сочинениях среднеазиатско-хорасанского круга, сопредельного казахстанской степной зоне, появляется свод сведений, отличающихся широкой осведомленностью и сравнительно высокой точностью сообщений, о ряде тюркских племен Центральной и Внутренней Азии - кимаках, карлуках, огузах, тогуз-огузах, кыргызах. Появляются также общие понятия о генетическом родстве языков, на которых говорили тюркские племена, и генеалогическом родстве самих племен. В арабской литературе сообщалось обычно о тех племенах, которые находились на вершине политической власти. Этим объясняется то, что до начала XI в., за исключением сведений Ибн Хордадбеха и "Худуд ал-,алам", кипчаки не упоминаются в нарративных источниках. Вхождение кипчаков в союз племен, а затем в государство кимаков, политическая зависимость кипчакского правителя от кимакского хакана наложили своеобразный отпечаток на направленность информации о них. В повествовательных памятниках все сведения касаются только кимаков, которые заслонили собой все остальные племена. В этой связи термин кимак следует воспринимать как политоним, обозначающий кипчаков, куманов и другие племенные группы. В памятниках отлагалась и накапливалась разнообразная информация о природе и климате страны кимаков, государстве кимаков, продвижении кипчаков и кимаков от Иртыша до пределов мусульманского Туркестана, Приаральских и Прикаспийских степей, о их территориальной локализации относительно других тюрко-язычных племен и их взаимоотношениях, о хозяйственной структуре, религии, обычаях и нравах. Накапливавшийся фонд историко-географических источников о кимакских и кипчакских племенах вне зависимости от времени и места их создания, воспринимался средневековыми учеными и писателями как общее наследие и достояние. Этот феномен позволял им широко и свободно использовать в своих трудах в качестве фактического материала различные исторические сведения о кимаках и их племенах. Тем самым создавалась преемственность в накоплении и передаче исторических знаний о них в нарративных источниках. Появление в арабо-персидских произведениях качественно новых сведений о кипчаках было связано с политическим возвышением кипчакских ханов в начале XI в. Дашт-и Кипчаке, усилением этнополитических контактов с мусульманскими династиями Карахани-дов, Хорезмшахов, Сельджукидов и Газневидов, борьбой за сырдарьинские и семиреченские города и торговые центры между кипчакскими ханами и хорезмшахами, распространением религии ислама в кипчакском обществе, а также продвижением кипчакских племен с востока на запад, вплоть до Приазовских степей. Именно с этого времени термин кипчак постепенно превращается в общий политоним, не только для собственно кипчакских, но также для кимакских и куманских племен. Информация письменных источников относительно кипчаков до эпохи монгольского нашествия обогащается за счет конкретных сведений по исторической географии страны кипчаков, этнографическим сюжетам, религиозным представлениям, хозяйству, духовной культуре, лингвистическим особенностям. В XII в. с понятием кипчак связывалось представление об обширной стране и многочисленном народе, расселявшемся на значительной территории от Иртыша до Причерноморских степей. В начале XIII в.. когда монгольское нашествие приостановило рост политического могущества кипчаков, в источниках появляется пласт информации другого характера. В ней содержится довольно подробное описание отрицательных последствий захвата монголами кипчакских земель, приводятся важные сведения о совместной борьбе кипчаков, аланов и Руси против татаро-монголов, фиксируются факты, прямо указывающие на отголоски реалий этнокультурных и этнополитических контактов между кипчаками и татарскими (монгольскими) племенами на протяжении веков, отмечается наличие полярных ориентаций по отношению к монголам в кипчакской среде. Большие группировки разгромленных монголами кипчакских и куманских племен были вынуждены бежать в сопредельные страны. С 60-х годов XIII в. правящая династия Мамлюкского государства в Египте и Сирии была представлена в основном кипчаками, выходцами из Дашт-и Кипчака, чьи предки, или они сами, были куплены на невольничьих рынках Причерноморья, Средней Азии и Ближнего Востока для службы в султанской гвардии. Факт прихода к власти в Мамлюкском государстве кипчакской группировки вызвал к жизни появление в мусульманских источниках соответствующей информации. Мамлюкская эпоха выдвинула большое число летописцев, биографов, историков, филологов, в сочинениях которых отражались различные факты и явления этнического, социального, политического и культурного плана. Письменные источники со всей определенностью свидетельствуют о том, что кипчаки вдали от родины, окруженные иноязычной и иноэтнической средой стремились сохранить привычные им традиции и обычаи. Таким образом процесс возникновения и постепенного умножения информационного материала в арабских, персидских и тюркских источниках привел к сложению свода информации мусульманских источников о кипчаках, кимаках и куманах, на основании которой можно реконструировать как корпус всей историко-географической литературы, так и историю этих крупных средневековых конфедераций племен. | |||
|
WOL.BZ - Free hosting |