THE HISTORY OF CENTRAL ASIA
 
articles
статьи Кумекова Б.Е.
О МЕТОДИЧЕСКИХ ПРИНЦИПАХ ИСТОЧНИКОВЕДЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПИСЬМЕННЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ИСТОРИИ КИПЧАКСКИХ ПЛЕМЕН.
Кимекский каганат
КИПЧАКСКОЕ ХАНСТВО (начало XI-1219 г.)
Появление и накопление информации о кипчаках
Истоки и развитие казахской государственности
Истоки и трансформация сведений о кипчакских племенах в мусульманских памятниках
КИПЧАКСКОЕ ХАНСТВО (начало XI-1219 г.)
Жағалбайлы -
Об этнониме и этносе 'кипчак' в диахронии
Sources and development of the Kazakh statehood
Захарова И.В.
Статья Гейбулаевой Р.
Статьи Зуева Ю.А.
Публикации
News
Personnel
Guestbook
Price-list
Contact info

          Истоки и развитие казахской государственности

на территории Казахстана

 

          Новая столица независимого суверенного Казахстана Астана находится в Центральном Казахстане. С древнейших времен этот регион входит в ареал этно-генетической активности, где на основе взаимодействия этнических напластований складывались этносоциальные общности, от племенных конфедераций до крупных государственных объединений, приведшие к образованию казахской народности, к формированию этнической территории  казахского народа, к становлению степной цивилизации.

          Зарождение государственности на территории Казахстана связано с сакским обществом (VII-II вв. до н.э.), основным видом деятельности которого было кочевое и полукочевое скотоводческое хозяйство. Благодаря номадному образу жизни сакские и скифские племена смогли освоить Великую степь. Ядро сакских племен составляли исседоны. Очевидцы характеризуют их как доблестных воинов, богатых конями, стадами овец и быков. Саки - великолепные наездники и стрелки из лука. Древнегреческий историк называет их самыми искусными стрелками в мире.

          Саки находились на стадии формирования раннеклассового общества. У них выделяются три сословия: вожди, жрецы и общинники (пастухи и земледельцы). Верховные вожди (цари) происходили из состава воинов. Царь считался избранником богов, посредником между небом и землей. Наиболее ярким проявлением культурного творчества саков стало изобразительное искусство, так называемый 'звериный стиль', который сложился как выражение их мировоззрения, как воплощение в изобразительном искусстве их мифологии, как особая знаковая система для выражения идеологии кочевников. Это и свидетельство высокого уровня знания технологии металла, и развитости художественного мышления. В IV-III  вв. до н.э. у саков появляется письменность - важный атрибут государственности.

          Таким образом, ход становления государства и появление письма у саков был процессом взаимосвязанным, одновременным. В I тыс. до н.э. в казахстанских степях происходили постоянные языковые и культурные контакты иранских, угорских, прототюркских племен. Лишь с продвижением гуннов (хуннов) в конце I тыс. до н.э. в пределы Казахстана изменилась этнолингвистическая ситуация, процесс тюркизации окончательно возобладал.

          Процесс государственного зарождения, начавшийся в сакском обществе, получил дальнейшее развитие в обществе гуннов, создателей первой кочевой империи во Внутренней Азии, а вскоре - прототюркских государственных образований в Центральной Азии. После распространения политической гегемонии конфедерации гуннских племен во II в. до н.э. между Тарбагатаем и Прикаспием было создано государственное образование гуннов, получившее в китайских источниках название  Юэбань. Оно просуществовало до V в. Формы его государственного устройства были аналогичны гуннскому кочевому государству (III в. до н.э. - I в. н.э.).

          Гуннское государство было раннеклассовым образованием. Его верхушку составляли четыре аристократических рода. Верховный правитель, шаньюй, мог быть только из рода Люаньди, самого знатного из четырех и связанного брачными отношениями с тремя другими родами. Это была элитарная гуннская аристократия. Специфика верховной власти кочевого общества в том, что государством правила династия во главе с шаньюем. Существовала иерархия родов и племен, игравшая у гуннов немалую роль. На низшей ступени находились покоренные племена, включенные в гуннскую родоплеменную систему.

          После шаньюя следовали левый и правый 'мудрые князья', как правило, его сыновья или ближайшие родственники. Они управляли западными и восточными территориями государства и одновременно командовали левым и правым крылом армии. Ниже их стояли 24 управителя областями, они же военачальники, носившие различные титулы. Власть шаньюя была строго наследственной, освященной божественным авторитетом - 'небесной харизмой' (Тенгри Кут). Сакральная природа власти шаньюя четко вписывалась в основные характеристики космического пространства. Небо и Земля характеризовались силой порождения, а Солнце и Луна - силой утверждения. Символом власти шаньюя была яшмовая печать.

          Армия и население делилась на десятки, сотни, тысячи и десятки тысяч для военной организации и учета. Со II в. до н.э. гунны считали людей и скот, и  на основании этого подсчета облагали налогом людей, брали налог со скота. В государстве велось письменное делопроизводство, имелись установления и законы. Они обладали своей, охраняемой пограничными караулами территорией. Основу хозяйства составляло кочевое скотоводство. Большое внимание уделялось коневодству. Конница гуннов делилась на четыре армии, различавшиеся мастью коней (белые, серые, вороные, рыжие). Хорошо обученная, выносливая, она была основой армии и могущества государства. Известна крылатая фраза гуннского шаньюя Хуханье: 'Гунны создали государство, сражаясь на коне'.

          Широкое распространение имело рабство. При численности населения 1,5 млн. человек насчитывалось до 190 тыс. рабов, т.е. 1/10 часть населения. Рабы пасли скот, занимались земледелием, ремеслом. В обществе существовала частная собственность на скот и рабов. Покоренные народы облагались данью. Государственные традиции гуннов остались реальным прообразом государств кочевников Центральной Азии.

          В VI в. начинается новый этап в развитии государственности в Казахстане, связанный с первой евразийской империей - Тюркским каганатом. Китайская историография связывает историю тюрков  с распадом государства гуннов. В середине VI в. они подчинили Жетысу (Семиречье), Центральный Казахстан и Хорезм. Несколько позже границы каганата расширились до Северного Кавказа и Причерноморья, установились связи с Ираном, Византией.

          Постепенно центр тюркского этногенеза стал смещаться с востока на запад, в Центральную Азию. В VI-VII вв. древнетюркская военно-административная система правления стала распространяться в среде тюркоязычных этносов Казахстана. Центральный Казахстан  вошел в орбиту политического и культурного влияния Тюркского каганата.

          По представлениям тюрков, средоточием их государственности, лицом, воплощавшим в себе государство, являлся каган. Династийным каганским родом была Ашина по преданию, ведшая свое происхождение от волчицы. Тюркские каганы правили по воле Неба, которое они чтили и понимали в двух ипостасях - в материальном смысле и как верховное божество. Они верили, что каганы обладают 'небесной харизмой' - особой силой и качествами, дарованными им Небом. Тюркские  надписи свидетельствуют, что каган, его династия порождены волею Неба, Земли-Воды и деятельностью самого тюркского народа.

          В ставках каганов находилось знамя командующего войсками   и органы управления государством. Военно-административное управление включало 29 титулов. К числу высших относились 5: ябгу, шад, тегин, эльтебер и тутук. Остальные 24 относились к младшим чиновникам. Все должности были наследственными. Ближайшее  окружение кагана составляла 'волчья' гвардия, чье знамя украшала волчья голова. Традиционная форма управления включала разделение на центр, восточную и западную части, обеспечивая стабильность управления и обороны.

          Тюрки имели разработанное обычное право. Они взимали с подданных племен налоги дань. Существовала воинская повинность. Каждая территория и ее население могли выставить десятки, сотни, тысячи и тьму воинов. Племена в социальном плане делились на аристократические, подчиненные и вассальные, связанные между собой строго установленными иерархическими отношениями.

          Основой хозяйственной деятельности тюркских племен было кочевое скотоводство. Часть их жила оседло, занимаясь земледелием. Город и степь были взаимозависимыми частями единого экономического организма. В обществе тюрков господствовала   частная собственность на скот, рабов, прочее имущество. Скот клеймился знаком собственности (тамгой).

          Идеологическая основа тюрков - шаманизм, культ Тенгри (Неба) и Земли. Это были государственные культы. Наряду с этим распространялись манихейство, зороастризм, буддизм. Одним из высших достижений эпохи стало широкое распространение древнетюркской письменности. Очевидно, необходимость в письме  возникла из нужд административной и дипломатической практики, из потребности фиксации государственных актов и традиций.

          С падением Западно-тюркского каганата в пределах Казахстана возникли 3 могущественных государственных объединения: на Сырдарье и Приаралье образовалась Огузская держава, в Жетысу - Карлукское государство, а Центральном, Северном и Восточном Казахстане сложился Кимакский каганат. Все эти этнополитические объединения IX-X вв. продолжили государственно-административные, военные и социально-культурные традиции Тюркских каганатов. Схожесть общественного устройства, политической организации, их этнокультурное родство позволяет рассматривать время их существования как относительно цельный историко-культурный период степных империй.

          Бурные события VIII-IX  вв., в ходе которых кимакские племена прочно укрепились на территории от Алтая до южного Урала и бассейна Сырдарьи, дали толчок  развитию у них государственной организации. Первое упоминание об этом встречается в арабских сочинениях IX-X вв. Арабский историк аль-Якуби, отличавшийся широкой осведомленностью и точностью сообщений, писал: 'Туркестан и тюрки делятся на несколько народностей и несколько государств (мамалик)... У каждого племени тюрок отдельное государство, одни из них воюют с другими'. Арабский географ Ибн аль-Факих пишет, что у тюрок почитаются огузы, кимаки и токузогузы, каждый из них имеет царей.

          Могущество кимакского правителя было значительным. С конца IX в. он стал носить высший титул кагана. Власть в государстве принадлежала правящему династийному роду, из среды которого происходили каганы. По мере социального и политического развития от племени до государственного образования шел последовательный переход в титулатуре их глав от низшей ступени к высшей. Источники отмечают преемственную связь кимаков с древнетюркской средой: каган, ябгу, шад, тутук. Традиционная административно-территориальная структура древнетюркской государственной организации - система крыльев - нашла проявление в организации правления Кимакского государства. Восточная сторона (левое крыло) объединения находилась в Прииртышье, западная сторона (правое крыло) - в междуречье Урала и Эмбы.

          В ходе становления кимакского государства изменился количественный состав племен. По данным 'Худуд аль-алам' (Х в.) и  аль-Идриси (XII в.), ядро государства составили 12 племен. Крупными племенными объединениями были кипчаки (Центральный Казахстан) и куманы. Эти племена до конца Х в. находились в политической зависимости, входя в Кимакский каганат.

          Каган обладал реальной властью, назначал правителей, представителей племенной знати. Институт наследственной власти внутри каганской семьи и ханского рода, у племенной знати. Уделы 11 правителей кагана передавались по наследству. Владельцы уделов обычно находились  в подчинении кимакского кагана. Вследствие единения военного и административного начал, управители-вожди, стоявшие во главе крупных племенных объединений, стремились упрочить свой политический вес, стремились к самостоятельности.

          Главным занятием кимаков было кочевое скотоводство. Они совершали длительные переходы по сезонным пастбищам. В племенах имелись компактные группы полуоседлого и оседлого населения. Ссылаясь на книгу кимакского царевича Жанаха ибн Хакана аль-Кимаки, географ аль-Идриси говорит о городах на берегах водоемов, в горных районах, местах разработок полезных ископаемых, на торговых трассах. Средневековые источники, археологические материалы свидетельствуют о социальной дифференциации общества, о налоговых сборах, о наличии древнетюркской письменности. У кимаков бытовали древнетюркские религиозные верования, значительное место занимал культ Тенгри и культ предков. Отдельные группы поклонялись огню, солнцу, звездам, реке и горам. Распространенной формой религии был шаманизм. Исповедовалось также манихейство, среди знати получил распространение ислам.

          Кимакские каганы были довольно воинственны. Но военные набеги соседей друг на друга сменялись мирным общением. Об этом свидетельствуют многочисленные торговые пути к кимакам, пролегавшие из Восточной Европы, Поволжья, Средней Азии, Восточного Туркестана и Южной Сибири. От тракта Великого шелкового пути ответвлялась сеть караванных дорог к ставке кагана.

          К середине Х в. в обществе Карлукского каганата появились ориентированные на мусульманский мир силы. Так было положено начало новой тюркской державе - Караханидскому государству. Исламизация караханидских тюрок не была следствием кратковременных усилий миссионеров. Это был процесс постепенного проникновения ислама в тюркскую среду, что привело к вытеснению древнетюркской письменности арабской графикой. Государство Караханидов, продолжая традиции тюркских каганов, не повторяло их ни в экономическом, ни в социальном плане. В отличие от политических устройств кочевых обществ на территории Казахстана, здесь военное управление было отделено от административного. Эти структуры основывались на иерархическом принципе. Государство делилось на уделы, владетели которых обладали большими правами, вплоть до чеканки монет со своим именем.

          Важнейшим социально-политическим институтом в державе Караханидов была военно-ленная система. Ханы жаловали своим родственникам и приближенным права на получение с населения определенного района налога в свою пользу. Тюркские племена стали активнее переходить к земледелию и городской культуре. В ходе этого процесса ясно определилось формирование надплеменной этнической общности с одним языком и письменной культурой. Рост самосознания тюркских этносов при Караханидах привел к появлению мусульманской литературы на тюркском языке.

          В XI  в. Жусуп Баласагуни создал поэму 'Кутадгу билиг' ('Знание, приносящее счастье'), представляющую свод наставлений и поучений. В ней отражалась действительность, общественное сознание и политические концепции определенных социальных кругов. В 1074 году Махмуд Кашгари составил историко-лингвистический труд 'Диван лугат ат-турк' ('Свод тюркских наречий'), содержащий богатый материал по языку, истории, культуре, исторической географии и этнографии тюркоязычных народов. Выдающийся мыслитель и поэт Ходжа Ахмад Ясави, один из ярких проповедников мусульманской религии, остался в народной памяти как человек, сумевший найти компромисс между догматами ислама и доисламскими верованиями кочевников. Ему принадлежит сборник стихов 'Диван-и Хикмет' ('Книга о премудрости'), проповедующей смирение, аскетизм, содержащий сведения культурного и нравственно-дидактического характера.

          В начале XI в. Кимакский каганат распался в результате сепаратизма кипчакских ханов и миграции кочевых племен из Внутренней Азии. В ходе этих событий кипчаки стали наследниками государства кимаков, к ним перешли обширные земли. Политическое значение кипчаков возросло после включения в их ханство земель Сырдарьи, Приаралья и Прикаспия. С изменением этнополитической ситуации в литературе появился этногеографический термин Дешт-и Кипчак (Степь кипчаков). Политические устои ханства заметно укрепились в середине XI в., после миграции кипчакских и куманских племен в причерноморские степи до Византии. Эти племенные объединения создавали почву для центробежных устремлений в восточном Дешт-и Кипчаке.

          Кипчакскую этно-социальную общность возглавляли верховные ханы, власть которых передавалась по наследству. Династийным родом считались Ель-борили. Семантика термина 'борили' связана со значением 'волк'. В исторической и этнографической литературе широко известен культ волка, как легендарного родоначальника ряда тюркских этносов, его тотемическая роль на ранних ступенях развития тюркских племен.

          В ханской ставке, называвшейся ордой, находился аппарат управления, ведавший ханским имуществом и армией. В военно-административном отношении Кипчакское ханство, следуя древнетюркским традициям, делилось на два крыла: правое со ставкой на реке Урал, на месте средневекового города Сарайчика, и левое - с резиденцией в городе Сыгнаке (на Сырдарье). Центр ханства находился в Центральном Казахстане, в Тургайских степях. Военной организации и военно-административным системам управления придавалось исключительное значение, ибо они отражали специфику кочевого быта и были наиболее удобными для кочевого способа существования.

          Рельефно была выражена строгая иерархическая система господства аристократической верхушки (ханы, тарханы, югуры, баскаки, беки, баи). В состав кипчаков восточного Дешт-и Кипчака входили 16 племен. Их перечень не был случайным, он строго регламентирован в соответствии с династийным, социальным и политическим уровнем каждой из перечисленных этнических единиц. Структура племенного состава кипчаков конца XI-нач. XIII вв. была сложной и неоднородной. Кипчакская общность вобрала в себя, помимо собственно кипчакских четырех племен (ель-борили, токсоба, иетиоба, дуртоба), тюркоязычные кимакские, куманские, огузские, древнебашкирские, печенежские племена и тюркизированные элементы ираноязычного этнического пласта. Строгая иерархия родов и племен в кочевнических государствах Азии была основополагающим принципом общественного и государственного развития.

          В Кипчакском ханстве имелось делопроизводство, велась переписка знати с правителями сопредельных стран. В письменных источниках упоминаются кипчакские ученые и мудрецы. В кочевой цивилизации был высокий уровень коммуникационных связей, сообразовывавшихся с обширными территориями.

          Кипчакское общество было сословным и социально неравным. Основа неравенства - частная собственность на скот. Выведение пород скота, способного к сезонному кочеванию, выработка методов использования пастбищ и водных ресурсов территории создавали экологическую материальную основу развития цивилизации. Она способствовала интенсификации общественного производства без ущерба для экологического фонда. Скотоводческие группы племен совершали кочевки на сотни и тысячи километров. Амплитуда их зависела от исторических традиций, степени зажиточности и характера природных условий. Места основных пастбищ и маршруты кочевий складывались на протяжении многовекового опыта. В этой связи понятие 'родина' (этнической территории) происходит от понятия 'пастбищная территория'. Пути кочевок могли изменить только серьезные экономические, социальные и политические причины.

          Посягательство на скот строго каралось, считалось наказуемым по строгим нормам обычного права (торе). Скот метился родоплеменными метками. С потерей скота и возможности кочевать общинник переходил в категорию оседлых жителей (жатак). Но как только у него появлялось достаточное количество скота, он снова переходил к кочевому хозяйству. Самую бесправную группу составляли рабы, которые пополнялись за счет военнопленных.

          Огромная пространственная протяженность и географические условия территории способствовали развитию нескольких хозяйственно-культурных типов - от кочевого скотоводства до земледельческого хозяйства. Но основой хозяйственной деятельности было скотоводство. Лишь отдельные группы вели оседлый образ жизни, занимались земледелием, о чем свидетельствуют остатки оросительных систем. Была развита и добыча полезных ископаемых. Одним из металлургических центров был город Мильжудук.

          Активный процесс формирования кипчакской народности способствовал сложению их литературного языка, созданию литературных памятников - предтечи казахского языка и литературы, складываются присущие казахам антропологические черты. Кипчакская этническая общность непосредственно связана с этногенезом казахского народа. Консолидация в XI-XII вв. кипчакских племен была важнейшим этапом в формировании казахской народности. Но ее завершающий этап был прерван монгольским нашествием в начале XIII в.

          С нашествием монголов Казахстан был включен в состав Золотой Орды. Политическое господство перешло к монголам. Однако большинство населения составляли кипчаки. Монгольская знать, породнившись с тюркской, постепенно поглощалась и ассимилировалась в тюркской среде. В борении двух культур восторжествовала более развитая кипчакская. Идеи государственного устройства кипчаков оказались настолько прочными, что проявились вновь в период образования в конце XIII в. Ак-Орды, первого в послемонгольское время автохтонного государства на кипчакской этнической основе. Наряду с кипчаками на территории Иртыша, Ишима, Тобола до Улутау расселялись кереиты, найманы, меркиты, онгуты.

          Междоусобная династийная борьба, похода эмира Тимура на территорию Казахстана привели к упадку Ак-Орды, смене династии, возникновению Государства Абулхаира. Этнический состав в Ак-Орде, Государстве Абулхаира, Моголистане, Ногайской Орде и Сибирском ханстве в основном совпадал, отличие заключалось в количественных параметрах этнических компонентов. Так, господствующим племенем в Ак-Орде и Государстве Абулхаира были кипчаки, в Моголистане - дулаты, а в Ногайской Орде - мангыты. Восходящая, интегрирующая линия в этнических процессах постепенно возобладала. В XIV-XV вв. завершился процесс сложения казахского народа. Само имя 'қазақ' претерпевшее сложный ход трансформации от первоначального социального значения до этнического содержания, становится именем народа.

          Образование Ак-Орды, Государства Абулхаира, Моголистана, Ногайской Орды и Сибирского ханства, имевших много общего в государственном устройстве (улусная организация кочевого населения, структуры правящей власти, устройства армии, налоговая система), стали значительным этапом в образовании казахской государственности.

          Однако раздробленность формировавшейся казахской народности, входившей в разные государства, беспрерывные войны, усобицы чингизидов и знати вкупе с нараставшей внешней агрессией приводили к мысли о необходимости  объединения этнически близких групп в единое государство. Эти обстоятельства стали причинами создания собственно казахского государства. Этнополитические и социально-культурные процессы на территории Казахстана в XIV-XV вв. стали итогом возникновения Казахского ханства в 1466 г.

          Первыми казахскими ханами были Керей и Жанибек. Борьба ханов за власть над Восточным Дешт-и Кипчаком развернулась в основном в области Туркестана. Главной причиной борьбы стало экономическое и стратегическое значение данного региона. К концу XV в. расширились первоначальные границы Казахского ханства. В него вошли Западное Семиречье, часть городов Южного Казахстана, низовья Сырдарьи, Приаралье, значительная часть Центрального Казахстана. В первой трети XVI в. казахи владычествовали в большей части Восточного Дешт-и Кипчака.

          Наибольшего могущества оно достигло в годы правления Касыма (1512-1523 гг.). Границы ханства расширились до бассейнов рек Урала и Сырдарьи, на северо-востоке простирались за озеро Балхаш. Впервые были объединены в одном государстве почти все казахские роды и племена. Число подданных Касым хана определялось в 1 млн. человек. Начались дипломатические контакты с Москвой, о Казахском ханстве узнали в западных странах... О казахах оставил записи австрийский дипломат Сигизмунд Герберштейн. На составленной в XVI в. английским купцом Антонием Дженкинсоном карте показана территория Казахии. Его сведения были пополнены записями Ричарда Джонсона, Артура Эдварса, Антона Марша, Френсиса Черри. К концу XVI в. усилиями торговцев, миссионеров, дипломатов и путешественников в ряде европейских стран были накоплены разнообразные материалы о Казахстане.

          При хане Есиме (1598-1628 гг.) закончилась длительная борьба казахских ханов за оседло-земледельческие районы Южного Казахстана и города на Сырдарье. В состав Казахского государства вошел Туркестан. Видный казахский хан Хак-Назар (1538-1580 гг.) вел борьбу против джунгар в Семиречье. Он пытался восстановить право казахов на земли, входившие в состав Казахского ханства при его отце Касыме. Внешнеполитическая обстановка в это время была сложной. К границам Степи приблизилась Россия, завоевавшая Казанское, Астраханское и Сибирское ханства. В казахские степи хлынули ногайцы, башкиры, сибирские татары, каракалпаки, в Семиречье казахов теснили джунгары. И тем не менее, Хак-Назар пытался на юге раздвинуть свои владения в поисках выхода к торгово-ремесленным и земледельческим   центрам. Хан Тауекель (1586-1598 гг.), захватив ряд городов в Туркестане, завершил длительную борьбу за сырдарьинские города. Таким образом, в течении XVI-XVII вв. казахские ханы вели упорную борьбу с правителями Моголистана и Средней Азии за этнические территории казахов.

          Основной формой социальной организации казахов была пастбищно-кочевая аульная община, состоявшая из семейно-родственных групп. Входившие в нее семьи вели индивидуальное хозяйство  на основе частной собственности на скот, но их объединяло совместное пользование кочевьями, пастбищами, водопоями. Между семьями внутри родственных групп устанавливались тесные хозяйственные, бытовые и идеологические  связи, поддерживались взаимная трудовая и материальная помощь.

          'Чисто кочевых' народов никогда не было. Все они имели стационарные жилища (зимовки). Часть рода, не имеющая возможности кочевать, оставалась здесь и занималась поливным земледелием, садоводством, ремеслом. Оседло-земледельческая  культура была тесно связана с кочевой. Земледельцы занимались отгонно-пастбищным скотоводством, кочевники - земледелием на зимних кочевьях. Широко было развито ремесло, обеспечивавшее население предметами первой необходимости. Ведущими отраслями были обработка кожи и шерсти, дерева и кости, изготовление юрт и повозок, кузнечное и ювелирное дело. В городах процветало гончарное дело, стеклоделие, ткачество и ковроделие.

          Специфической чертой этнической истории казахского народа являются жузы, возникшие в XVI в. В их основе лежали закрепленные традицией территории пастбищ и маршрутов кочевий, вековые традиции государственных образований и родоплеменных конфедераций, трансформировавшиеся в этнотерриториальные объединения. Жузы подразделялись на племена, которые делились на роды, в свою очередь подразделявшиеся на родственные группы. Каждое племя и род возглавлялись представителями знати, во главе жузов стоял бий.  Феодализм развивался не в классической форме, а в тесном переплетении с родоплеменными обычаями.

          Племена, кочевавшие на юге и юго-востоке современного Казахстана, получили название Старшего жуза; племена на средней части Казахстана - от Ишима и Иртыша на севере до Сырдарьи и Чу на юге, - назывались Средним жузом; племена же, обитавшие в западной части Казахстана по левобережью Урала, на полуострове Мангышлак и плато Устюрт, именовались Младшим жузом. Жузы вели кочевой образ жизни. Строгая регламентация родоплеменной структуры в них, находившая четкое проявление на бытовом, социальном и военном уровнях, обеспечивала ее устойчивость, повышенную сопротивляемость внешним ударам.

          Укрепление Казахского государства произошло в период правления хана Тауке (1628-1718 гг.).  Союз казахов с киргизами и каракалпаками ослабил на некоторое время натиск джунгар на казахские земли. Но вскоре экономическая и политическая обстановка  вновь осложнилась, была сильно ослаблена непрекращающимися  набегами джунгар, междоусобицами, нестабильными отношениями с правителями Средней Азии, строительством военных укреплений России по периметру  границ с Казахстаном.

          Хану Тауке удалось нормализовать политическую ситуацию в государстве. Он принял ряд мер для поднятия авторитета ханской власти, консолидации народа, против сепаратизма знати  с помощью степной аристократии - биев, составлявших значительную элитарную социальную группу. Окружив себя биями, через посредство совета биев он повел борьбу с сословием чингизидов, выступавших против ханской власти. Совет биев он превратил в важнейший орган, расширил права биев в судебном производстве. Совет стал постоянным учреждением, решающим важнейшие вопросы внешней и внутренней политики ханства, объединенного на основе централизованной демократии. Высшие правители должны были согласовывать государственные вопросы с биями жузов, что особенно важно в свете борьбы с джунгарами..

          В совет входили бии, сыгравшие прогрессивную роль в объединении ханства: от Старшего жуза - Толе би, от Среднего - Казбек би, от Младшего - Айтеке би. Всего семь биев от шести этнических формирований. Их мудрость и решимость были направлены на преодоление сепаратизма, объединение сил казахского народа. В определенном смысле, совет служил и законодательным органом. Именно он выработал 'Степную конституцию' - 'Жеты Жаргы' ('Семь установлений' или 'Законы Тауке хана'), определившие основные принципы правопорядка и государственного устройства в Казахском ханстве.

          Таким образом, при ханах Касыме, Хак-Назаре, Тауекеле, Есиме, Тауке Казахское ханство было централизованным государством, единым политическим организмом, игравшим заметную роль в Центральной Азии. Государственность консолидировала народность, формировала и укрепляла целостность этнической территории, развивала духовную и материальную культуру казахского народа. С завершением правления хана Тауке окончилась история единого Казахского государства и началась история трех казахских жузов.

 

 Copyright © centralasiagalievanuar@hotmail.com 
BOXMAIL.BIZ - BEST WEB BUILDER
WOL.BZ - Free hosting
RIN.ru - Russian Information Network 3