THE HISTORY OF CENTRAL ASIA
 
articles
статьи Кумекова Б.Е.
О МЕТОДИЧЕСКИХ ПРИНЦИПАХ ИСТОЧНИКОВЕДЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПИСЬМЕННЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ИСТОРИИ КИПЧАКСКИХ ПЛЕМЕН.
Кимекский каганат
КИПЧАКСКОЕ ХАНСТВО (начало XI-1219 г.)
Появление и накопление информации о кипчаках
Истоки и развитие казахской государственности
Истоки и трансформация сведений о кипчакских племенах в мусульманских памятниках
КИПЧАКСКОЕ ХАНСТВО (начало XI-1219 г.)
Жағалбайлы -
Об этнониме и этносе 'кипчак' в диахронии
Sources and development of the Kazakh statehood
Захарова И.В.
Статья Гейбулаевой Р.
Статьи Зуева Ю.А.
Публикации
News
Personnel
Guestbook
Price-list
Contact info
Б.Е.Кумеков -член-корр НАН РК, д.и.н, профессор,                        Директор Международного центра кипчаковедения                       КазГЮА,  Алматы, Республика Казахстан   Об этнониме и этносе 'кипчак' в диахронии

 

      В отечественной и зарубежной историографии понимание необходимости разработки проблемы соотношения этнонима и этноса 'кипчак' во времени и пространстве далеко не всегда присутствует. Между тем изучение данной актуальной проблемы в диахронном срезе, прежде всего, важно для выяснения сложного процесса этнической истории кипчаков. Устойчивость названия 'кипчак' на протяжении веков не означало стабильности самой этнической общности. В этом смысле этноним 'кипчак' следует рассматривать в двух значениях: в узком, этническом, применительно к племени, племенному союзу и в широком, этнополитическом, для обозначения покоренных и присоединенных племенных группировок в составе созданного им социально-политического образования. Один и тот же этноним 'кипчак' обозначал различное состояние племенного организма, этноса (племя, ядро племенной конфедерации, союз племен, народность).

          С III по XV вв. конкретно-исторический материал позволяет выделить ряд стадий развития этноса кипчак.

          Самостоятельное племя кипчак образуется (или выделяется), очевидно, в III в. как одно из конгломератных  проявлений гуннского этапа этнического развития на территории Монголии, центре древнетюркского этногенеза. Древнейшая история кипчаков, по мнению С.Г.Кляшторного, связана с племенным названием 'се' (по китайской историографии) или 'сир' (древнетюркским памятникам). В начале второй половины IV в. племя се (сир) покорило своих соседей яньто. Правящий род сиров (Ильтэр) возглавил новую конфедерацию. С IV по VII вв. они стали известны по китайским летописям под названием сеяньто.

          В середине IV в. сеяньто находились в политической зависимости от тюркских каганов. Значительная их часть жила в Хангае, другая переселилась в Восточный Тянь-Шань. В начале VII в. в Северной Монголии сеяньто возглавляли союз десяти племен теле. В 630 г. сеяньто, отделившись от этого союза, образовали свое Сирское государство в центре Отюкенской черни (Хангай). Его границами стали Алтай и Хинган, Гоби и Керулен. На севере каган сеяньто подчинил страну енисейских кыргызов. В 646 г. токуз-гузы нанесли поражение сеяньто, таким образом, государство сиров пало. Однако вскоре сиры (кипчаки) в союзе с тюрками стали грозной силой в Центральной Азии. В 691 г. вместе с тюрками они отвоевали у уйгуров, возглавлявших конфедерацию племен токуз-гузов, Отюкенскую степь. Пятьдесят лет тюрки и кипчаки властвовали над токузогузами, пока в 742 г. не пало их государство в Центральной и Западной Монголии.

          Значительные группы кипчакских племен переместились на Алтай и Прииртышье и вошли в состав ядра кимакской конфедерации. Стремление основных кипчакских племен к самоопределению привело их в конце VIII в. к отделению от кимаков.

          Именно к этому времени относится упоминание арабским географом Ибн Хордадбехом (IX в.) этнонима 'кипчак' наряду с тюркоязычными племенами токузогузами, кимаками, огузами, карлуками, азгишами, тюргешами.

          Начальный этап движения кипчаков в западном направлении отложился в материалах сочинения ал-Идриси (XIIв.). Анализ текста и карт географического произведения арабского ученого позволяет локализовать кочевья кипчаков в междуречье Тобола и Иртыша. Постепенно кипчаки расселились на обширной территории Центрального Казахстана вплоть до Приуралья и Итиля (Волги). Заняв земли к западу от кимаков на Иртыше, кипчаки, однако, сохраняли политическую зависимость от кагана кимаков. Взаимодействие и интеграция основных этнических общностей проходило при консолидирующей роли кимакского правящего рода. В IX-Х вв. кипчаки находились в тесных этнокультурных взаимосвязях и взаимодействиях с конфедерациями кимакских, куманских, огузских, древнебашкирских, печенежских, карлукских племен. Вместе с тем, линия внутреннего этнического развития кипчакских племен была направлена на ассимиляцию древних насельников, местных гунно-огузских, угро-финских, сармато-аланских этнических групп. Все древнейшие известия о кипчаках, хотя и позволяют считать их в то время связанными с кимакским племенным союзом (позднее государством), отмечают слабость связей, различие этнических территорий, а также отличия экономического и бытового характера.

          На территории подвластной кимакам огромного степного региона от Иртыша до Итиля, помимо кипчакского объединения упоминаются и куманы. Средневековые арабские географы (ал-Идриси, Ибн Саид, Абу-л-Фида) упоминают куманов, как самостоятельную этническую общность, что представляет          весьма примечательный факт, ибо в отечественной и зарубежной историографии широко распространено мнение о тождестве кипчаков и куманов. По сведениям письменных источников в IX-Хвв. куманы обитали на территории Западного Казахстана и составляли западную ветвь трехсоставного объединения племен кимаков, кипчаков и куманов. Исходным ареалом обитания куманов следует считать Южную Сибирь, область Северного Алтая. После падения Западнотюркского каганата в середине VIIв. происходит обособление ряда тюркоязычных племен и одновременно идет сложный процесс их консолидации. В конце VIII в. значительные группировки кипчаков, по всей видимости, вместе с куманами отделяются от кимаков и занимают земли к западу от Иртыша вплоть до Южного Приуралья.

          Судя по тексту средневековых сочинений, горы Мугоджары являлись основной областью расселения куманов. Как явствует из данных письменных источников, куманы расселялись в пространстве между северными приаральскими степями и предгорьями Южного Урала. К югу от них находились огузы (согласно 'Малой' карте ал-Идриси) и кимаки, на западе - печенеги, на северо-западе - булгары, на северо-востоке - кипчаки.

          С первой половины XI до начала XIII вв. формирование кипчакской этнической общности вступает в качественно новый этап развития, связанный прежде всего с ростом на основной их территории - восточном Дешт-и Кипчаке могущества кипчакских ханов, власть которых легитимизировалась  сильным династийным родом  ельборили в рамках собственного государства.

          В середине ХI в. началось движение кипчакских и куманских племен на запад. Происшедшие во второй половине ХI в. политические и этнографические изменения в пределах южнорусских степей были отмечены персидским историком Хамдаллахом Казвини, по сведениям которого Дешт-и Кипчак есть то же самое, что Дешт-и Хазар. Куманы с 1055г. в древнерусских летописях фигурируют под калькированным именем половец. Судя по всему, термин 'половцы' следует толковать в двух значениях: конкретном, обозначавшем собственно куманов, и расширительном, распространявшемся на все объединение кипчакских племен. Однако эти значения в летописях не различались. Отсюда возникали известные сложности при интерпретации сведений в письменных (древнерусских) памятниках. Точно также дело обстояло со средневековой византийской историографией. В 1078 г. византийцы первыми из своих западных соседей узнали куманов по их подлинному этническому названию и распространили это имя на все тюркские племена Дешт-и Кипчака. Эта традиция в византийской литературе сохранялась вплоть до XIVв.

          Пределы 'Половецкой степи' древнерусские летописи определяли между Волгой и Днепром. Впрочем, западный Дешт-и Кипчак согласно мусульманским источникам охватывал гораздо большую территорию. Так, сведения арабского географа ал-Идриси (XIIв.) позволяют считать, что кочевья собственно куманов располагались между Днестром и Днепром, а восточнее Днепра находились орды кипчакских племен.

          Племенной состав кипчаков западного объединения состоял из одиннадцати племен: токсоба, иетиоба, бурджоглы, ельборили, кангароглы, анджоглы, дурут, кулабаоглы, джартан, карабирикли, котан. Отмечается сравнительно однородный этнический состав, куда входили лишь тюркские племена: кипчакские, куманские и печенежские. Ведущим династийным племенем в западной конфедерации племен кипчаков стали токсоба и бурджоглы.

          Степень развития и углубления этнических связей в Восточнокипчакском объединении, образованном на территории Казахстана, а также уровень формирования кипчакского этноса достаточно рельефно определяются по племенному составу кипчаков Восточного улуса.

          В сочинениях арабских ученых Ахмеда ат-Тыни (1235-1318) и ад-Димашки (1301-1349) содержатся конкретные данные о родоплеменном составе кипчаков Восточного улуса. Он состоял из 16 этнокомпонентов. Из них 8 составляли основные племена, последующие 8 этнических компонентов представляли собой более мелкие подразделения. Важно отметить, что сам перечень шестнадцатиплеменной конфедерации кипчаков не носил случайного беспорядочного характера. Напротив, в нем все было строго регламентировано в соответствии с династийным. Социальным и политическим местом и уровнем каждой из перечисленных этнических единиц.

          В кипчакскую конфедерацию входили племена:  кимакские (имак, манкуроглу), огузские (уз и таг), печенежско-башкирские (башкурт, баджанак, баджа), асские, куманские (куманлу, джортан) и собственно кипчакские (борили/ель-борили, токсоба, бурджоглу, иетоба и дуртоба), выделение которых имеет принципиальное значение, в особенности при рассмотрении вопроса о путях формирования кипчакской этнической общности.

          Структура племенного состава конфедерации кипчаков, относящаяся к XI-XII вв., со всей очевидностью указывает, что она была сложной и неоднородной. Кипчакская конфедерация вобрала в себя, помимо собственно кипчакских, тюркоязычные кимакские, куманские, печенежские, древнебашкирские, огузские племена, а также тюркизированные элементы ираноязычного этнического пласта. Это уже социальные организмы, подверженные иерархии и соподчиненности. На основе консолидации и интеграции, очевидно, шел переход от союза  родственных кипчакских племен к кипчакской народности. Кипчаки на стадии формирования народности, организованные в государство Кипчакское ханство, оказались в ряде случаев способны распространиться на огромные площади, ассимилируя подвластное им население.

          Помимо перечисленных племен в формировании кипчакской общности приняли действенное участие многочисленные племена канглы, компактные группы которых во второй половине ХII в. образовали этнотерриториальное объединение в пределах Нижней Сырдарьи и Приаральских степей.

          Вместе с тем, в этнический состав кипчаков вошли такие тюркоязычные племена как уран, пришедшие в Х в. на территорию Казахстана из Восточного Туркестана, затем баят, равно как азкиши и тюргеши. Появление двух последних племен в ХII в. в Причерноморье, скорее всего, было связано с передвижением туда кипчакских племен, а вместе с ними азкишей и тюргешей. Одним из этнических компонентов кипчаков были также карлуки, чигили, каи.

          Формирование кипчакской народности на территории Казахстана стимулировалось процессом нивелировки этнокультурных признаков, чему содействовали этническая территория, однотипность форм хозяйствования, система общественных отношений и общность языка. Тесное взаимодействие кипчаков с различными этническими группами сказывалось на их этнической общности. Со все растущим политическим весом кипчаков многие племена и этнические группы, сознавая свою принадлежность к  единому этносу, принимали этноним кипчак и стали сами себя называть кипчаками. Однако завершающий этап формирования кипчакской народности был прерван монгольским нашествием.

          Консолидация в XI- нач.XIIIвв. кипчакских племен, обитавших как в степной зоне, так и земледельческих оазисах с поселениями и городами, и представлявших в рамках нескольких хозяйственно-культурных типов целостную и единую систему жизнедеятельности их общества, была важнейшим этапом в сложении казахской народности. На базе развития этнических процессов в Кипчакском ханстве XI-XIIвв. Складывается этническое ядро казахского народа.

         С конца ХIII в., в отличие от домонгольского периода, развитие этнического процесса пошло не по линии формирования собственно кипчакской общности, а по руслу раздробления, участия их в образовании, прежде всего, казахского народа, а также целого ряда других тюркоязычных народностей. На этом этапе кипчаки пребывают  уже на другом таксономическом уровне этнического развития.

Таким образом, при одном и том же этнониме 'кипчак' одноименный этнос, в ходе исторического процесса претерпел различные состояния этнического развития; из этого с несомненностью следует, что проблема соотношения этнонима и этноса имеет важное методологическое значение.

 

 Copyright © centralasiagalievanuar@hotmail.com 
BOXMAIL.BIZ - BEST WEB BUILDER
WOL.BZ - Free hosting
RIN.ru - Russian Information Network 3