THE HISTORY OF CENTRAL ASIA
 
articles
Этнокультурная история Алма-Аты
Revived and Invented Traditions in the Political Systems of Central Asian States
Модели мира тюркской культуры
ИСТОРИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ: ПИСЬМЕННОСТЬ И МИФ
переписывание истории, национализм и идентичность в Центральной Азии
о государстве
ПОВЕСТЬ О НЕМЦАХ КАЗАХСТАНА
ШАНЬЮЙ ХУННОВ
ОБРЯДЫ ПОСВЯЩЕНИЯ У ТЮРКОВ
РИТУАЛЫ ХУННУ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ ( ЗНАКОВЫЙ АСПЕКТ)
ЗАРУБЕЖНАЯ ТЮРКОЛОГИЯ НА ПОРОГЕ III ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ
The Water at the Myth< Tradition and Rites
East Key of The Da Vinci Code
Traditional Institutions in the modern Kazakhstan
Rewriting of history
статьи Кумекова Б.Е.
Захарова И.В.
Статья Гейбулаевой Р.
Статьи Зуева Ю.А.
Публикации
News
Personnel
Guestbook
Price-list
Contact info

 

Из книги

Уарзиати В.С. , Галиев А.А.

Символы и знаки Великой степи. Алматы, КазАТиСО, 2006.

СС. 95-101

 

РИТУАЛЫ  ХУННУ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

( ЗНАКОВЫЙ АСПЕКТ)

 

    В традиционном обществе, в том числе и у хуннов  Центральной Азии, ритуалы и обряды имели очень важное значение. Если миф объяснял происхождение Космоса и Социума, аппелируя к началу времени, то ритуал должен был реактуализировать само первотоворение. Поскольку время в традиционном мировоззрении циклично, то предполагается, что каждый цикл имеет начало и конец. Начало цикла соотносится с началом времени, с первотворением, конец цикла - с его завершением. Поэтому каждый новый цикл, будь он годичный, либо это был более крупный период ( как у тюрков двенадцатилетний цикл 'мушель', 'муче') начинался с повторения того, что было в начале времен, - с ритуала повторяющего действия Творца."Так делали боги, так делали люди" - в этой индийской пословице резюмируется вся теория, стоящая за ритуалами всех народов" (1). Ритуал имел жизненно важное значение для всего коллектива. Благодаря изысканиям нескольких поколений ученых, опирающихся на материалы письменных и археологических источников, удалось восстановить многие стороны культуры хуннов. В данном сообщении будет сделана попытка, посмотреть на ритуально-обрядовую практику хуннов с точки зрения семиотики, что на наш взгляд  поможет углубить наши знания об этом народе, сыгравшем столь важную роль в истории человечества.

    Прежде всего, надо сказать, что для совершения ритуалов появляется отдельная категория людей - жрецов, шаманов. Они были своего рода посредниками между человеком и высшими силами. В их функции входило также поддержание порядка, Гармонии в Социокосмосе.

      Для исполнения возложенных на него обязанностей, шаман использовал различные способы, наиболее распространенным из которых было жертвоприношение. О наличии этого способа у хунну говорит источник 'В первой луне нового года старейшины не в большом числе съезжаются в храм при Шаньюевой орде. В пятой луне все собираются в Лун-чен, где приносят жертву своим предкам, небу, земле и духам.' (2)

      Мы можем констатировать наличие не просто жертвоприношения, но и практику принесения в жертву человека.

       'Случилось так, что заболела яньчжы - мать шаньюя. По приказу Вэй Люя хуский шаман сказал: 'Покойный шаньюй в гневе говорил: 'Давно еще хусцы во время жертвоприношения перед походом обещали, что если они захватят Эршиского военачальника, то принесут его в жертву духу земли. Почему же нынче его не приносят в жертву? После этого Эршиский военачальник был схвачен. Рассерженный Эршиский военачальник крикнул: ' После смерти я непременно уничтожу сюнну'. Потом его закололи и принесли в жертву. (3).

        Человеческое жертвоприношение имело огромное значение в реактуализации Космоса и общества. Многие народы считали, что мир и общество были сделаны богами из тела Первожертвы ( Пуруша, Один, Пань Гу и др.). Части тела соотносились с трехчастной моделью Космоса. В общеиндоевропейских ритуалах жертвоприношения (например,  в  древнеиндийском) части тела жертвы  ассоциировались с элементами Космоса: передняя часть -  восток, задняя - запад, 4 - ноги - 4 угла света, голова - небо,  тело - Земля, хвост - нижний мир и т. д. ( 4)

        В кризисных ситуациях - эпизоотиях, поражениях в войне, голоде и т.д. , необходимо было восстановить нарушенный космический порядок - то есть заново создать мир, - создать из тела жертвы. ( В дальнейшем человеческое жертвоприношение было заменено животным, что нашло отражение в мифе ( Библия),  и ритуале - ( Курбан- Байрам). К человеческому жертвоприношению, по всей видимости, прибегали в исключительных случаях. В честь такой жертвы ,могли даже возвести храм, (как это было с Эршыским). В календарных и иных ритуалах, хунны использовали в качестве жертвы животных. Наибольшей сакральностью обладала лошадь, которая у народов Центральной Азии ( в частности у саков ), считалась аналогом Солнца. При этом, особое значение имел цвет лошади. Белая лошадь обладала особенно высоким семиотическим статусом.

        Ритуалы хуннов, в том числе и жертвоприношения проводились в определенной местности и в определенное время. Место проведения ритуала соотносилось с Axis mundi - Центром мира  ( у хуннов в качестве сакрального центра выступала Хуннская гора, как аналог Горы Мировой), а время - с первоначалом.

        'Шаньюй и его старейшины взошли на Хуннускую гору по восточную сторону реки Но-Шуй и закололи белую лошадь. ( 5) - записано в источнике. В другом месте говорится 'У хуннов было обыкновение три раза в году собираться в Лун-цы [Лун-сы], где в первой, пятой и девятой луне в день, под названием сюй, приносили жертву Духу неба:.. На сих собраниях начальники поколений рассуждали о государственных делах, забавлялись конскою скачкою и бегом верблюдов.(6).

         Достаточно высоким статусом обладали и некоторые другие дни : 'Дни уважаются первые в месяце под названиями Сюй и Сы, в первый раз в месяце встретившиеся под сими буквами'.(7).

         Относительно большое количество дней, соотносимых с начальной точкой времени и/или обладавших большой сакральностью, объясняется лежащего в основе традиционного мировоззрения представления о  цикличности времени. Поэтому начальная точка времени могла обнаруживаться ежедневно и ежемесячно: 'Шаньюй утром выходит из лагеря покланяться восходящему солнцу, ввечеру покланяться луне'.  (8).

      Солнце и Луна, имевшие первостепенное значение в исчислении и измерении пространства и времени, почитались хуннами.  'Чжун-хин Юе научил Шаньюя писать грамоты к китайскому Двору на дщице в 1 2/10 фута длиною, печать и оболочку употреблять в большом размере, а грамоту начинать словами: Рожденный небом и землею, поставленный солнцем и луною, Хуннуский Великий Шаньюй почтительно вопрошает Китайского Хуан-ди о здравии. (9).

       Столь же почитаемыми были и звезды. 'Предпринимают дела, смотря по положению звезд и луны. К полнолунию идут на войну; при ущербе луны отступают' (10).

        Последнее замечание очень интересно с точки зрения семиотики. Бинарная оппозиция: полный ( т.е обладающий положительными качествами) / пустой ( обладающий отрицательным началом) , сохранилась в традициях многих тюркоязычных народов.

       Эти же традиции, сохраненные потомками хуннов, помогают реконструировать еще один важный ритуал, связанный с жертвоприношением, - распределение частей мяса животного в ходе ритуальной совместной трапезы.

По мнению исследователей,  в ходе этого ритуала, происходит утверждение социальных отношений (11). Не было исключением и хуннское общество.

      Согласно источникам у хуннов было 24 рода и 24 высших должностных лица государства. Столько же родов было у многих тюркских народов. При этом существовала традиция разделения этих родов на два крыла, по 12 родов в каждом. Тюркская мифология ( предания об Огуз-хане), ритуальная практика кыргызов зафиксировали распределение частей тела животного между родами. В распределении этих частей учитывалась сторона ( левая/ правая), в зависимости от чего та или иная часть считалась более или менее почетной. Соответственно представитель того или иного рода занимал определенное место за столом, которое также соотносилось с почетностью предоставляемой доли мяса. В свою очередь, это место соотносилось  с одной из зон Космоса, поскольку жилище является моделью Вселенной. (12).

       При описании устройства хуннского государства прямо говорится, 'У хуннов Князья и предводители Восточной стороны занимают Восточную сторону против Шан-гу и далее на восток до Су-мо и Чао-сянь; князья и предводители Западной стороны занимают западную сторону против Шань-гунь и далее на запад до Юечжы, Ди и Кянов. Шаньюева орда находилась прямо против Дай и Юнь-чжун. Каждый имел отдельную полосу земли. (13)

      Так как, для людей с мифопоэтическим сознанием его Родина и была Космосом, то порядок расположения 24 должностных лиц государства за столом четко соответствовал реальному расположению родов на территории страны хуннов.

     Таким образом, в ходе трапезы действительно, происходило утверждение социальных отношений, что в традиционном обществе было равнозначно сотворению организованного Социума. Но поскольку, такое утверждение происходило при помощи одной из частей мяса жертвенного животного ( = причащение), то можно констатировать, что Социум был сотворен из тела первожертвы. Антропоморфная модель ( 24 ребра, соответственно 12 левых и 12 правых) легла в основу модели общества многих тюркоязычных народов, в том числе и хуннов. Иначе говоря, во время совместной ритуальной трапезы, происходило сотворение Социума.

      Не менее важным ритуалом являлся ежегодный объезд шаньюем страны. 'Осенью, как лошади разжиреют, все съезжаются обходить лес, причем производят поверку людей и скота.  (14).

      Этот ритуал, характерен для раннефеодального государства и обследован на материале более чем 150 обществ разных регионов мира. В Древней Руси, к примеру,  он известен как 'полюдье'.

       Объезд, обход, кружение,  как непременные действия, присутствуют у разных народов в различных обрядах календарного и жизненного цикла,  коронации, при лечении, военных действиях  и т.д. Иначе говоря, круговые действия присутствовали всегда, когда общество сталкивалось с ситуацией нарушающей обычный ритм жизни, то есть когда гармония нарушалась вторжением хаоса, и возникала необходимость реактуализировать существующие отношения. Обход шаньюем территории предпринимался именно для  этой цели.

       Аналогичные ритуалы были известны многим народам, и преследовали ту же цель  (15).

     Нами были рассмотрены некоторые ритуалы хуннов Центральной Азии. Как показывает материал, все они были направлены на сохранение установившегося порядка в Космосе и Социуме. Эти ритуалы, были разработаны в мельчайших деталях и имели важное значение для общества. Они способствовали консолидации этноса, что явилось одним из факторов того, что государство хуннов на рубеже новой эры стало одним из самых мощных в Азии.

 

 

1.      Элиаде Мирча. Космос и история. М.,1987,с.45

2. Бичурин Н.Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена  Алматы., 1998, Т.1., с.50

3. Материалы по истории сюнну ( по китайским источникам). Вып. 2.  Предисловие, перевод и примечания В.С. Таскина. М.,  1973, с..22.

4.Акишев А. История и мифология саков. Алма-Ата., 1984, с. 31.

5. Бичурин Н.Я. Указ. работа..с.94.

6. Там же. с.122-123.

7. Там же. с.50

8. Там же. с.50

9. Там же.  с.50, 58.

10.  Там же. с.50  

11.Байбурин А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. М., 1983,с.117; Бгажноков Б.Х. Очерки этнографии общения адыгов. Нальчик, 1983,с.70; Арутюнов С.А. Введение // Этнография питания народов стран зарубежной Азии. М.,1981,с.3;

12. Wasilewski J/ Space in Nomadic Culture. A  spatial analysis of the mongol Jurts. Altaica Collecta. Wiesbaden, 1976.

13. Бичурин Н.Я. Указ. работа. с.48-50.

14. Там же.с.50

15.Кобищанов Ю.М. Полюдье и его трансформация при переходе от раннего к развитому феодальному государству .// От доклассовых обществ к раннеклассовым. М., 1986, с.136- 138; Кобищанов Ю. М. Полюдье в Океании // Советская этнография. 1991. ? 3. с. 70.

 

 Copyright © centralasiagalievanuar@hotmail.com 
BOXMAIL.BIZ - BEST WEB BUILDER
WOL.BZ - Free hosting
RIN.ru - Russian Information Network 3