THE HISTORY OF CENTRAL ASIA | |||
You're at: Home :: articles :: ЗАРУБЕЖНАЯ ТЮРКОЛОГИЯ НА ПОРОГЕ III ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ | |||
Галиев А. канд.ист.наук
ЗАРУБЕЖНАЯ ТЮРКОЛОГИЯ НА ПОРОГЕ III ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ
Безусловно, Венгрия остается лидером в изучении истории тюркских народов. Здесь продолжает издаваться большое количество тюркологических и урало-алтаистических работ. Появляются и новые издания, в их числе и журнал 'Turan'. В октябрьском выпуске 2000 года внимание казахстанского читателя, несомненно, привлечет статья Бенке М. 'По следа Юлиануса во Внутренней Азии'. Тема статьи традиционна для венгерской исторической науки. Связана она с тем, что венгры (мадьяры) - единственный народ угорской языковой группы в Центральной Европе. Пришедшие в Паннонию мадьяры-кочевники долгое время оставались изолированным народом в индоевропейском, достаточно враждебном, окружении. В течение веков, среди мадьяр жило поверье о могучих родственных народах в глубинах Азии. Этот рассказ сподвиг брата Юлиануса в Бенке Михай трижды бывал в Северо-Западной Монголии среди племенной группы казахов - мажаров. По мнению исследователя, мажары, это казахское произношение этнонима 'мадьяр' (самоназвание венгров). Одна из наиболее важных задач экспедиции - отыскать свидетельства подтверждающие идентичность мажар и мадьяр. В качестве одного из таких доказательств автор считает физический облик мажар, у них встречаются люди с достаточно европеоидными чертами лица, светлыми волосами. Очень любопытными представляются несколько легенд: записанных автором о происхождении это казахской группы. Первая легенда повествует о далеких временах ('более тысячи лет назад') когда на далеком западе, на другом берегу Сыр - Дарьи у озера проживали предки мажар. Там на них напали враги: после кровавой сечи часть народа ушла еще дальше на запад, другая часть ушла вглубь Азии. Другая легенда говорит о преследовании оленя. Охотники верили, что олень приведет их в сказочно богатые края. Но преследование оленя затянулось и предки мажар остались на пол-пути, другая часть народа ушла дальше на запад. Они нашли родину у подножья невысоких гор. Как отмечает автор, действительно, брат Юлиан застал народ, говорящий на мадьярском языке у подножья Уральских гор, в Великой Венгрии. Тема поиска прародины венгров определила появление сборника статей ' По следам предков в Центральной Азии' (Oseink nyoman Belso Azsiaban. Budapest.Nemzeti Tankonyvkiado, 199)Авторами сборника, вышедшего под редакцией известного в Венгрии ученого Агнеш Бирталан являются специалисты в области урало-алтаистики - Алиса Шаркози, Шомфаи Кара, Давид,Гаспар Чаба,Хайнал Ласло, Ракош Аттила и другие. Все статьи написаны по материалам, собранным авторами - участниками Венгеро- Монгольской экспедиции в 1991 и 1998 годах. Ценность данного сборника заключается в том, что в научный оборот впервые вводится новый материал по истории, культуре, языке народов Центральной Азии, так и в интерпретации, осмыслении этого материала. В какой-то мере с данными работами перекликается монография крупного венгерского ученого-востоковеда, археолога Иштвана Ердеи ( Erdelyi Istvan ) 'От Байкала до Балатона' ('A Baikaltol a Balatonig' Budapest,1997). В этой книге также речь идет о миграциях племен и народов с эпохи седой древности до средневековья из Центральной Азии в Европу, но в данном случае говорится о переселениях не угро-финов, а тюркских племенах и народах. Впрочем, тема миграции не является основной в этой работе. Автор рассматривает проблемные вопросы истории различных тюркоязычных этносов (от азиатских хунов до современных народов), приводит данные нарративных источников и сопоставляет их с новейшими данными археологии и антропологии. Каждая глава монографии посвящена одному из тюркских народов и одновременно - памяти выдающегося исследователя данного этноса. Среди тех кому посвящаются разделы - имена выдающихся ученых- русских, венгерских, немецких историков, археологов, этнологов. К примеру, небольшой раздел о казахах (с.147). Здесь интересным является сравнение венгерского 'gaz' - странник, вольный человек и т.д. со словом 'казак' с тем же значением), посвящен Марии Уйфалви - Бурдон. К сожалению, имя этой самоотверженной исследовательницы еще не оценено по-достоинству нашей историографией. Но зато практически каждому жителю Казахстана известно имя тюрколога Иштвана Мандоки Конгура. Ему и посвящается раздел о кунах. Следует отметить, что памяти этого выдающегося ученого посвящено немало сборников вышедших в Венгрии в 90-е годы и среди них 'Востоковедные исследования' ('Keletkutatas' Budapest, 1993). Тогда же в Карцаге вышла работа Мандоки о следах языка кунов в языке и культуре венгров ('A kun nyelv magyarorsagi emlekei' Karcag, 1993). Традиционно большой интерес к нашему региону испытывают ученые Японии. В последние годы здесь под руководством профессора Хисао Комацу сформировалась группа молодых ученых - Сакаи Хироки ( область интересов - эпическое наследие казахов и прежде всего их ногайлинский цикл), Уяма Томохико (работы о казахской интеллигенции конца19 - начала 20 веков и мировоззрении М.Дулатова),Чика Обийя и др. ( Уже было сделано немало попыток систематизировать японскую литературу, посвященную тюркским народам. Одна из последних работ принадлежит башкирским ученым - см. - Салихов А.Г. , Сатаева Л.В. Башкортостан в японской историографии // Ватандаш. 1999. No 8. c.199-204. В статье приводятся данные и о казахах.) Хотелось бы обратить внимание на одну проблему которой активно занялись японские колллеги - проблему переосмысления истории тюркских народов в годы независимости. Статья Ч. Обийя 'Проблемы пересмотра басмаческого движения в Узбекистане' ('The Problems of Re-examination of the Basmach Movement in Uzbekistan') посвящена одному из аспектов этой тенденции. Автор пишет, что после развала СССР пересмотр истории, который начался в период перестройки с объяснимым желанием знать правдивые факты о своей истории имеет тенденцию переоценивать 'национальный' фактор в некоторых Новых Независимых государствах. Это наблюдается, например, в Узбекистане по отношению к личности Тимура. Он, как известно, подавался советской историографией как кровавый завоеватель. Сейчас он рассматривается как смелый военачальник, бескорыстный просветитель и мудрый правитель, предок - основатель узбекского народа. Подобно этому движение басмачей, которое в советский период считалось антиреволюционным реакционным националистическим движением сейчас рассматривается как национально-освободительное движение (Istiqlolcilik harakati). 'Здесь снова историки пытаются уравнять цели движения с существованием независимого Узбекистана, без обращения внимания к разнице между тем и сегодняшним пониманием концепции 'нация'. Статья Уяма Т. 'Переосмысление этнической истории казахов' (Rethinking Ethnic History of the Kazakhs' // Сhiiki Kenkyu Ronshu (ICAS Review, Vol.2. No 1 .1999) . Поскольку статья задумана как диалог между учеными разных стран, остановимся на наиболее важных положениях, вынесенных автором для дискуссии. Автор исходит из того, что исследователи из стран Центральной Азии и Японии имеют различные подходы к вопросу о времени формирования народов Центральной Азии. Первые, по мнению Уяма Т. , выводят процесс этногенеза народов Центральной Азии из глубокой древности, японские ученые считают, что эти народы являются новыми образованиями. ( Не совсем остается понятным, почему если даже современные народы в нынешнем виде сформировались недавно, мы не можем говорить об истоках этногенеза, преемственности этносов, тем более, что и на Западе теория примордиализма - одна из наиболее популярных в этнологии? - А.Г.) Пытаясь сделать возможным диалог между этими подходами автор предлагает такой подход к истории казахов, в котором ставится акцент не на установлении периода формирования этноса, а на характеристике некоторых важных фаз этнической истории и в результате приходит к выводам: 1. Из-за отсутствия сведений о этническом самосознании казахов времен 'отделения' от ханства Абулхаира, невозможно ответить на вопрос, можно ли их оценивать как этнос, поскольку эпические произведения этого периода, которые должны свидетельствовать о коллективной памяти казахов, говорят не о 'казахах', а о 'ногайцах'. Вопрос поставленный автором правомерен, но заметим, что формирование этнического самосознания - не одномоментный процесс, что и нашло отражение в эпосе - так в 'Кобланды батыре' можно одновременно с этнонимом 'ногай' встретить и этнонимы 'кыят', 'кыпчак', 'казах','кыргыз' по отношению к главному герою и его соплеменникам. Ведь и эпос, как и этнос складывается не сиюминутно, что и находит отражение в тексте. Для сравнения вспомните, что в осетинском нартовском эпосе мы практически не найдем слова 'осетин', а имя 'алан' происходящее от 'арий' не употребляется осетинами, но в ходу у тюркоязычных балкарцев, что тоже не удивительно, ибо ираноязычные аланы также и их предки! ( И это не ставится под сомнение ни осетинами, ни балкарцами). 2. Этническое самосознание казахов отчетливо проявилось в период джунгарско-казахских войн, считает Т,Уяма. В действительности же речь должна идти об осознании единства, как вызове на иноземное вторжение. 3. Казахский этнос состоит из трех субэтносов - жузов, которые сложились на основе древнего территориального разделения, но достоверные известия о жузах начали появляться только после 'Актабан шубурунды' и утверждение о том, что первое упоминание о жузах относится к Более масштабно О.Гундогдыев поднимает вопрос о необходимости пересмотреть приниженную ранее роль тюрков в мировой истории в монографии 'Прошлое туркмен' (Москва, Освещает многие ранее малоизученные аспекты этногенеза туркмен, их историю и культуру. Несомненно интерес вызовет глава посвященная проблемам взаимодействия и взаимовлияния тюрков и Руси. Автор вслед за многими историками тюркского мира, в том числе и О.Сулейменовым показывает на основе археологического, этнографического материала, привлекая письменные источники, что необходимость непредвзято пересмотреть роль тюрков в истории Восточной Европы давно уже настала. Эта и другие работы показывают, что тюркология нуждается сейчас в новых подходах, адекватном пересмотре старых стереотипов, но делать это должны профессионалы, и что собственно делается в странах дальнего и ближнего зарубежья.
| |||
|
WOL.BZ - Free hosting |