THE HISTORY OF CENTRAL ASIA | |||
You're at: Home :: articles :: Модели мира тюркской культуры | |||
Сборник Проблемы этнической истории и культуры тюрко-монгольских народов Южной Сибири и сопредельных территорий.Москва, Институт этнологии и антропологии РАН Галиев А. (Алма-Ата) Модели мира тюркской культуры"Устройство" Космоса, как известно, является проекцией "устройства" Социума. Каждой социальной организации присуща своя модель, картина мира. Первой упорядоченной формой общества, оказавшей глубочайшее влияние на мировоззрение человечества, явилась дуальная фратриальная организация. По мнению А.М.Золотарева, данный тип социальной организации был свойствен всем тюркским народам. Для описания Космоса на данном этапе развития общества тюрки, как и все народы мира, использовали бинарные противопоставления: Луна/Солнце, зло/добро, тьма/свет, женское/мужское, левый/правый. В тюркской этнознаковой системе Луна связывалась с мужским, а Солнце с женским началом, что, по-видимому, свидетельствует об архаичности тюркской традиции, поскольку обычным является иное соотношение. Собственно Космос представляется тюрками также в виде бинарных оппозиций - Верхнего и Нижнего миров, которыми, соответственно, правят Ульгень, олицетворяющий светлое начало, добро, жизнь и его младший брат Эрлик - символ темного, злого начала. Весьма распространенными бинарными противопоставлениями являлись: правый/левый, Восток/Запад, Юг/Север, при этом все они коррелировались между собой, образуя семантические ряды:
Примером подобной корреляции является устройство традиционного жилища кочевников - юрты, где левая половина женская, а правая, соответственно, мужская. Противопоставления такого рода являются знаками, маркирующими дуальный вертикальный Космос. Вместе с тем существует и вертикальная дуальная космическая модель, точнее несколько моделей, среди которых наиболее важной является антропоморфная (верх тела человека=Верхний мир, низ тела=Нижний мир). Дуальная организация во многих регионах Евразии сменяется тернарной (триальной). Появление последней на исторической арене трактуется различно. Различные объяснения этого можно сгруппировать следующим образом. I. Тернарная организация возникает в "недрах" дуальной ("Лемма Хокарта" посвящена объяснению этого механизма). Аналогичное объяснение было сделано Клодом Леви-Стросом, который в системе виннебаго за дуальной структурой, противопоставляющей две половины, обнаружил следы тернарной1. Таким образом, в данных теориях за исходный момент взято то, что тернарная организация, поскольку она выводится из дуальной, также основана на отношениях родства, регулирования родовых взаимоотношений. II. По мнению Ю.А.Зуева, тернарная организация явилась результатом необходимости координировать действия на войне и охоте. Институт триальной организации внешне сходен с трехродовым союзом, однако здесь связь осуществляется только по отношению к каганскому, центральному роду со стороны двух других, брачующихся с ним. Эта система накладывается на систему военно-тактической организации2. Говоря иными словами, по мнению Ю.А.Зуева, триальная организация не только регулирует родственные отношения, но и служит для выполнения определенной (военной) функции. III. По мнению ряда ученых, тернарная организация сформировалась у всех индоевропейских народов в эпоху их единства. Этот институт носит трифункциональный характер (функции: жреческая, военная деятельность и производство материальных благ)3. IV. Э.Берзин, развивая идею В.Бранденштайна, полагает, что трифункциональная тернарная организация ведет свое происхождение от возрастных классов4. Основное расхождение в трактовке происхождения тернарных структур заключается, на наш взгляд, в том, что одни исследователи рассматривают тернарную организацию как систему, основанную на регулировании отношений родства, другие усматривают в ее основе функциональность. Несколько особняком стоит мнение Ю.А.Зуева, который считает, что тернарная организация служит для регулирования родственных отношений, но на нее накладывается и выполнение военной функции. Противоречия в трактовке характера происхождения триальной организации попытались снять Т.Гамкрелидзе и Вяч.Вс.Иванов: "Если на начальных этапах социального развития общества отдельные социальные группы людей определялись не хозяйственной деятельностью, а принадлежностью к одной из двух фратрий, то на более поздних ступенях общественного развития такие группы, которые характеризуются различными видами занятий, приобретают уже самодавлеющий характер, их общественное положение определяется их социальной функцией, а не семейной или родовой принадлежностью, формируются определенные социальные группы людей, занятых той или иной общественной деятельностью"5. Материалы истории показывают, что данные гипотезы не объясняют полностью характер возникновения и природу тернарной организацции, точнее каждая из них в отдельности не может служить некой универсалией, объясняющей все многообразие проявление тернарных структур. К примеру, для объяснения характера триальных систем кочевников Азии применима теория Ю.А.Зуева, поскольку здесь этот институт в первую очередь служил инструментом регулирования взаимоотношений между тремя частями организации и выполнял одновременно и военную функцию. В мифологии тюрков эта функция передается двумя предметами - луком и стрелой, которые одновременно образуют как символы мужского и женского начал тюркский Космос. В то же время, существующая у казахов легенда о происхождении жузов, т.е. той же тернарной организации, говорит о том, что последняя носит трифункциональный характер, передаваемый тремя предметами, находящими аналогии в индоевропейском мире. Иначе говоря, для объяснения характера триальной организации казахов, народа не индоевропейского, а тюркского, более применима "индоевропейская" гипотеза Ж.Дюмезиля. При этом у казахов войско делилось на три части по типу, аналогичному организациям, не знающим функциональности, т.е. так же, как и у всех тюрков. У народов же индоевропейских также встречается разделение войска на крылья6. Пониманию, а следовательно и устранению этих противоречий способствует идея, высказанная Д.С.Раевским: "концепция (трех функций. - А.Г.) видела в социальной структуре одну из реализаций универсальной космологической модели. Сама же эта модель и ее мифологическое обоснование складывалось на достаточно ранней стадии культурной истории. она служила инструментом осмысления и структурирования самых различных явлений реального мира, в том числе и вновь возникающих. Поэтому каждое индоевропейское общество, подошедшее к порогу социальной стратификации, не только неизбежно осмысляло ее в духе тернарной космической модели, но и, следуя присущему архаическому осмыслению закону построения семантических рядов, увязывало этот новый контекст со всей совокупностью иных мифологизированных реализаций этой модели, а соответственно и с их знаковым выражением"7. Следует, по-видимому, учитывая все ранее сказанное, добавить, что тернарной космической модели одного типа не существует, поскольку их, как минимум, две и каждой из них соответствует определенное общество:
Таким образом, тернарная горизонтальная модель Социума не находит в себе элементов функциональности и ее происхождение может быть связано с родовыми отношениями, тернарная же вертикальная модель носит (реально или идеально) характер трифункциональности, и ее истоки вряд ли правомерно искать в родовых взаимоотношениях, поскольку последние реализуются в тернарные структуры на горизонтальном уровне. Иначе говоря, необходимо различать два типа тернарных организаций - тернарный Социум, основанный на родовых отношениях, имеющий как модель тернарный горизонтальный Космос и тернарный Социум, основанный на выполнении функций, имеющий как модель тернарный вертикальный Космос. Горизонтальной моделью мира является Мировая река, но естественно, что эта модель привязана и к вертикальной модели. Здесь устье = нижний мир, отождествляется с Севером, истоки = Верхний мир - с Востоком. Тернарные вертикальные модели:
Таким образом, описываемые мифами, ритуалами модели мира тюркской культуры позволяют сделать вывод об одновременном существовании у различных тюркских народов различных моделей, соответствующих типу социальной организации. Примечания
| |||
|
WOL.BZ - Free hosting |