THE HISTORY OF CENTRAL ASIA
 
articles
Этнокультурная история Алма-Аты
Revived and Invented Traditions in the Political Systems of Central Asian States
Модели мира тюркской культуры
ИСТОРИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ: ПИСЬМЕННОСТЬ И МИФ
переписывание истории, национализм и идентичность в Центральной Азии
о государстве
ПОВЕСТЬ О НЕМЦАХ КАЗАХСТАНА
ШАНЬЮЙ ХУННОВ
ОБРЯДЫ ПОСВЯЩЕНИЯ У ТЮРКОВ
РИТУАЛЫ ХУННУ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ ( ЗНАКОВЫЙ АСПЕКТ)
ЗАРУБЕЖНАЯ ТЮРКОЛОГИЯ НА ПОРОГЕ III ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ
The Water at the Myth< Tradition and Rites
East Key of The Da Vinci Code
Traditional Institutions in the modern Kazakhstan
Rewriting of history
статьи Кумекова Б.Е.
Захарова И.В.
Статья Гейбулаевой Р.
Статьи Зуева Ю.А.
Публикации
News
Personnel
Guestbook
Price-list
Contact info

 

ВОСТОЧНЫЙ КЛЮЧ КОДА ДА ВИНЧИ

 

Вестник КазАТиСО 2007 ? 1 С.42-47

 

                                                                              О кравчий,

в чашу, где весь мир сокрыт,

            Налей вино, что радугой горит.

            Джемшида чашу отразит вино,

            Нет, Искандера зеркало оно.

                                 

                                     Алишер Навои

                                                                  

В нашумевшем, и действительно интересном произведении  Дэна Брауна 'Код да Винчи', как впрочем, и во многих других не менее увлекательных книгах, интрига завязывается на поисках легендарной чаши Грааля. За многие века, она стала символом и синонимом тайны. Но впрочем, некоторые вещи о ней известны. Во-первых, ради приближения к этому таинственному сосуду средневековые рыцари совершали подвиги, о которых потом слагали баллады. Во-вторых,  эта чаша, как и сопутствующее ей священное оружие терпят близ себя только непогрешимых в целомудрии, всякий недостойный, приблизившийся к святыне, бывает наказан раной и недугом, однако он может ожидать исцеления все от той же святыни. И в третьих, эта чаша имеет способность чудесно насыщать своих избранников неземными яствами, что сближает ее с мифологическими символами изобилия (рог Амалфеи в греческой мифологии, котел в мифах и ритуалах кельтов и др.). (1)

Герои Дэна Брауна, как помнит читатель и зритель,  после многочисленных приключений, раскрывают тайну.  Чашей оказывается не сосуд, а Мария Магдалена.

Но все же представляется, что тайна Грааля не раскрыта. И за ее разгадкой нужно ехать не на запад, в Англию, как  это сделали герои 'Кода', а на восток, туда, где раскинулись необъятные степи. Какое  отношение имеет европейский Грааль к азиатским просторам?, - спросит читатель. Может быть на первый взгляд никакого, но мы просто будем исходить из того, что Грааль,  был особенно  дорог не кому-либо из многочисленных сословий средневековой Европы, а рыцарству. Оно, в свою очередь, само оставило немало загадок. Ключ, ко многим из них был найден известным исследователем Франко Кардини именно на востоке. 'Ветер степей шумит в ветвях древа средневекового рыцарства. Степной чернозем вскормил глубокие и древние корни ', - писал он.

И действительно, здесь на востоке, на древних курганах стоят безмолвные каменные изваяния степных рыцарей - балбалы , с чашами в руках. А если двигаться еще дальше на восток, то там в глубинах континента, вы услышите рассказы о потерянной чаше Будды и найденной чаше Джамшида.

Именно сюда, в причерноморские степи, прибыл, чтобы совершить очередной подвиг  герой греческих мифов Геракл. Но здесь его ожидало любовное приключение. Рассказ об этом был записан 'отцом истории' Геродотом.

Когда Геракл прибыл в эти степи, там его застали непогода и холод. Закутавшись в шкуру, он заснул, а в это время его кони исчезли. Проснувшись Геракл. исходил всю страну в поисках коней и, наконец прибыл в землю, по имени Гилея. Там в пещере он нашел некое существо смешанной природы - полудеву, полузмею. Верхняя часть туловища от ягодиц у нее была женской, а нижняя - змеиной. Увидев ее, Геракл с удивлением спросил, не видала ли она где-нибудь заблудившихся коней. В ответ женщина змея сказала, что кони у нее, но она не отдаст их, пока Геракл не вступит с ней в любовную связь. Тогда Геракл ради такой награды соединился с этой женщиной. Однако она медлила отдавать коней, желая как можно дольше удержать у себя Геракла, а он с удовольствием удалился бы с конями. Наконец женщина отдала коней со словами: 'Коней этих, пришедших ко мне, я сохранила для тебя; ты отдал теперь за них выкуп. Ведь у меня трое сыновей от тебя. Скажи же, что мне с ними делать, когда они подрастут? Оставить ли их здесь (ведь я одна владею этой страной) или же отослать к тебе?'. Так она спрашивала. Геракл же ответил на это: 'Когда  увидишь, что сыновья возмужали, то лучше тебе поступить так: посмотри, кто из них сможет вот так натянуть мой лук и опоясаться этим поясом, как я тебе указываю, того оставь жить здесь. Того же, кто не выполнит моих указаний, отошли на чужбину. Если ты так поступишь, то и сама останешься довольна  и выполнишь мое желание'.

    С этими словами Геракл натянул один из своих луков (до тех пор ведь Геракл носил два лука). Затем, показав, как опоясываться, он передал лук и пояс (на конце застежки пояса висела золотая чаша) и уехал. Когда дети подросли, мать дала им различные имена. Младшего она назвала Скифом. Помня завет Геракла, она поступила, как он велел .  Двое сыновей не смогли справиться с задачей, и мать изгнала их из страны. Младшему же, Скифу, удалось выполнить задачу, и он остался в стране. От этого Скифа, сына Геракла, произошли все скифские цари. И в память о той золотой чаше и до сего дня скифы носят чаши на поясе  (2).

Записал Геродот и еще один рассказ. 'По рассказам скифов, народ их - моложе всех. А произошел он таким образом. Первым жителем этой еще необитаемой тогда страны был человек по имени Таргитай:..а у него было трое сыновей: Липоксаис, Арпоксаис и самый младший - Колоксаис. В их царствовании на скифскую землю с неба упали золотые предметы: плуг, ярмо, секира и чаша.' (3)

У скифов и саков действительно существовали чаши, которые особо ими почитались. 

В Киргизии был найден серебряный кубок сакского времени. Эта чаша изготовлена из  серебра 903 пробы, ее вместимость 1,8 литра. По предположению М.Н.Федорова, осматривавшего чашу в 1994 г., этот кубок мог принадлежать зороастрийскому кочевому священнику. В Х1 в. из сакского кубка была сделана чаша для восточно-караханидского правителя из Барсхана. Надпись гласит: 'Хакан славнейший господин, государь победоносный, побеждающий, опора  государства и праведник религиозной общины Тогрул кара-хакан, приближенный повелителя правоверных (т.е.халифа)' Эта уникальная именная чаша использовалась на протяжении тысячи лет (4).

Серебряная чаша с таинственным письмом была найдена и в знаменитом Иссыкском кургане. Но не только она сопровождала 'Золотого человека'.

Рядом с покойником, у локтя левой руки, лежала стрела с золотым "наконечником", здесь же, но выше локтя, - нагайка, рукоятка которой спирально обтянута широкой золотой лентой, еще выше - остатки туалетной сумочки, в которой находились бронзовое зеркало и кусочек красной краски (5)

Каждая из этих вещей, носила не только и не сколько утилитарные функции. Для того, чтобы понять смысл этих предметов, необходимо вспомнить теорию выдающегося французского ориенталиста Жоржа Дюмезиля. Он считал, что  древние индоевропейские народы, к которым относились и скифы и саки, делились на три группы, - жрецов, воинов, производителей материальных благ. Каждая из этих групп имела свой символ, воины - священное оружие, общинники - вещь связанную с трудом, с земледелием и скотоводством, - плуг, ярмо, посох, нагайка. Эта группа была связана с понятием богатства, поэтому ее символом могли быть и котел, а в сказках и мифах и сундук со скотом и скатерть - самобранка, и рог изобилия. Предметами, символизирующими жреческую функцию у разных народов были книга, перо, зеркало и:.чаша. Упавшие с неба вещи, символизировали именно эти три функции (6).

 При этом роль чаши была многогранна. Одна из них ярко проявляется в не оставшемся незамеченным Геродотом  обычае скифов:

Раз  в  год  каждый   правитель  в  своем  округе  приготовляет сосуд для смешения вина. Из  этого сосуда пьют   только те,  кто  убил   врага.  Те  же,  кому   не   довелось еще  убить  врага,  не могут пить вина из этого сосуда,  а должны сидеть в стороне, как опозоренные.  Для скифов это постыднее всего.  Напротив, всем тем,  кто умертвил много врагов, подносят по два  кубка,  те выпивают их разом (7)         

Информация Геродота о скифской 'чаше героев'  подтверждается сообщением  Аристотеля,  на  которое  указывает  В.И.Абаев:

    У скифов во время одного  из  праздников  не  позволялось   пить  круговую   чашу  тому,  кто еще не убил ни одного врага  (8)

   Ученые обратили внимание на то, что у осетин - потомков скифов, в знаменитом нартовском эпосе описывается любопытный обычай, напоминающий скифский. Раз в год, нарты собирались на 'пир славы'. Пожалуй, главным атрибутом этого пира являлась чаша Уацамонга ('указательница').  Эта волшебная четырехугольная чаша была неиссякаема, она постоянно наполнялась вкуснейшими напитками. Если кто-либо из пирующих говорил правду о своих воинских подвигах, она сама поднималась к его губам, если же он хвастался понапрасну - Уацамонга не трогалась с места. У других потомков скифов - тюркоязычных балкарцев рассказывается, что на пирах, перед каждым нартом стоял бочонок, наполненный хмельным. Если подвиги, которыми похвалялся какой-либо нарт были подлинными, бочонок трижды переливался через край (9).

У хуннов, также существовал обычай: 'Кто на сражении отрубит голову неприятелю, тот получает в награду кубок вина, и ему же предоставляется все полученное в добычу' (10)

Cпециалисты неоднократно отмечали преемственную связь между скифской "чашей героев", волшебной чашей нартов Уацамонга и осетинским обычаем "почетного бокала".

Питье пива связано с конкретными застольными предписаниями этикетного  ритуального свойства. Все престижные трапезы сопровождались молитвословием (куывд). Под этой номинацией одновременно сокрыты понятия молитва, а также обрядовое пиршество . К середине трапезы наступало время для почетного бокала - кады  нуазæн. Его подают в знак особого уважения конкретному участнику данной трапезы. Честь получения почетного бокала за пиршеством ценилась очень высоко и удостоится ее выпадало далеко не каждому.

О социальной значимости свидетельствует и непременное пение присутствующих в момент вручения и питья этого бокала. За всем этим ритуалом стоит вековая архаика индоиранских народов. В оценке специалистов культ сомы // хаумы так же был связан с магическим песнопением. В процессе приготовления и возлияния напитка жрецы произносили священные заклинания мантры. В состоянии экстаза пелись гимны, посвященные божественному питью. Считалось, что "как ездок  погоняет коня, так и пение возбуждает сому" (11). Спустя многие века этот обычай сохранился, в том или ином виде, среди потомков- хранителей восточноиранских культурных ценностей. В частности, на Кавказе, среди алан-осетин как только человек начинал пить кады  нуазæн , присутствующие сотрапезники подхватывали старинную застольную песню "Прими  и выпей это // Айс æй, аназæй". Как и все обрядовые песни ее исполняли без музыки, сопровождая пение лишь хлопками в ладоши в определенном ритмическом рисунке. Текст песни строился на основе ритмико-синтаксического параллелизма, любимого приема в народнопоэтическом творчестве. Бокал надо было пить до дна, что требовало определенных усилий, поэтому пение побуждало и подзадоривало пьющего. Кроме того, пение как бы увеличивало значимость оказываемого почета  (12).

Аналогичные обычаи был зафиксированы не только в индоевропейском мире.         Средневековые монголы, для обоснования узурпации власти в руках великого воителя Чингис-хана, использовали легенду напоминающую и скифский рассказ Геродота и обычай алан-осетин:  "Могущественный Хормуста - тэнгри пожаловал августейшему владыке за прежние добродетельные деяния драгоценную нефритовую чашу, наполненную вином р а ш и я н ы . Когда внушающий страх августейший владыка принял ее и сидел 'вкушая (напиток), то четверо его младших братьев пришли и доложили ему "Говорят ведь - старшему брату десять частей, а младшему четыре. О владыка наш, ты уже вкусил много, окажи милость, соблаговоли дать немного нам... августейший владыка сказал четырем своим младшим братьям: " При моем рождении в правой руке моей по велению Будды появилась из царства луусов печать Хасбу. Ныне от могущественного Хормуста-тэнгри (мне) пожалована нефритовая чаша, наполненная вином р а ш и я н ы . Разве не рожден с судьбою установленной Небом, быть владыкой?" и соблаговолил сказать: " Желаете пить - так возьмите!" Когда четверо братьев его взяли и стали пить то хоть (им) и вошло в рот, но не вошло в горло. После этого четверо его младших братьев сказали владыке: "Тебе предопределено быть владыкой, ты рожден с судьбою быть владыкой, мы рождены не имея такой судьбы, и спорили мы неправильно" (13).                                 

У монголов был отмечен и еще один любопытный обычай.

  По заданию французского короля Людовика XI монах Гильом де Рубрук в середине XIII  века совершил путешествие к монголам и оставил описание своего странствия.  В частности, он писал: "Они делают превосходный напиток из риса, проса, ячменя и меду... когда они хотят сделать кому-нибудь большой праздник и радость, один берет полную чашу, а двое других становятся направо и налево от него и таким образом они трое идут с пением и пляской к тому лицу, которому они должны  подать  чашу... они подают ему чашу, поют, хлопают в ладоши и ударяют ногами пока он не выпьем" (14)

В 70-е годы 19 века нечто подобное было отмечено и среди казахов Семипалатинской области в контексте свадебного ритуала. До наших дней обычай сохранился в свадебной обрядности казахов, проживающих в южно-алтайском регионе. Здесь он известен под названием аяк  жугурту. Естественно, что перед нами не точная копия аланско-осетинского или монгольского застольного обычая, да и подают в чаше у казахов в силу иного хозяйственно-культурного типа кумыс или айран (15).  

    Напоминает все описанные обычаи и средневековый обычай тюрков:

Кроме того, ежедневно утром приходили огланы эти и сидели в кругу перед дверьми /юрты Тенгиз-Буги/. Всякий раз, когда устраивал он прием, играли музыканты хвалебный кюй, как только доходила до него чаша (16).

    Рассказ наш о чаше, ее происхождении был бы неполон, если бы мы не упомянули о еще  одной чаше.   Помпоний Мела в 'Землеописании' оставил описание на первый взгляд отвратительного обычая.

Нравы и культура скифских племен различны. Эсседоны празднуют погребение родителей веселыми жертвоприношениями и торжественными собраниями всей родни; самые трупы умерших растерзывают, примешивают к внутренностям убитых животных и употребляют в пищу на пиршестве; черепа тщательно вычищают, связывают золотыми обручами и носят вместо сосудов. Это считается у них последним долгом сыновней любви (17).

Сразу же оговоримся, во - первых,  каннибализм этот был не повседневным явлением, а являлся ритуальным. Его предназначение - приобщение к роду, причащение, символическое действие призванное продемонстрировать, что с уходом старших род не прервался, что за смертью следует возрождение. Питие  напитков из черепов предков, преследовало эту же идею.  Во-вторых, этнографам, историкам и фольклористам известно множество фактов, когда чаши, главным образом, делали не из черепов близких, а наоборот, - из черепов врагов. Так, Рустам  - герой ираноязычных народов, делает чашу для вина из черепа дива (18).

Есть примеры и не сказочные.  'В сие время, - писал древнекитайский историк, - Сын Неба (Император Китая - А.Г.) расспрашивал покорившихся хуннов, и они единогласно показывали, что хунны разбили юечжыского владетеля и из головного черепа его сделали сосуд для питья'.

Но этот сосуд был сделан не просто для питья: 'Шаньюй (царь хуннов А.Г.) взял дорожный меч, и конец его омочил в вино; это клятвенное вино пили из головного черепа Юечжыского Государя, убитого Лаошан Шаньюем (19).

Так для чего, же делали чаши из черепов? Прежде всего, для ритуальных целей, как об этом было сказано выше. Но и эти цели были разными. Потребление напитков из этого , далеко не обычного сосуда, сделанного из черепа врага, видимо должно было передать их владельцу определенные качества хозяина - мужество, силу и др. Этот вывод подтверждается и тем, что чаши эти оправлялись золотом, т.е. они уже одним этим отличались от бытовой посуды. И пили из этих чаш  далеко не воду.

Это всегда был какой-либо алкогольный напиток. Тюрки, монголы, гунны пили кумыс,  'клятвенное вино', вино рашияна. Восточноиранские народы - скифо, алано-осетины  -  вино и пиво. А вот они то и дают нам ключ к пониманию ритуального потребления алкоголя

 У саков, и их предков -  индоариев, был наркотический напиток, отличающийся особо сакральностью - хаома=сома. За одним из сакских племен была даже закреплена функция готовить этот напиток.

Кстати само приготовление одного из этих напитков было тоже важным ритуалом. И приготовление пива и изготовление кумыса мыслились как реплика божественного акта - акта сотворения Космоса. Поэтому потребление этого высокопрестижного наритка было действом, создающим связь между людьми и богами: небо-чаша // пиво-люди. (20 )

   Таким образом, чаша в мифологии народов-всадников, выполняла функции 'указательницы'. Особенно ярко это демонстрирует культура иранцев - скифов, саков и особенно алан-осетин.  Эту функцию мы видим и у тюркоязычных этносов. До сих пор высятся на степных курганах изваяния воинов с чашами героев в руках. Знали эту роль чаши и монголы. Дошедшие до нас описания обычаев этих народов, помогли понять значение чаши Грааля для средневековых рыцарей Европы. Они совершали подвиги, чтобы быть отмеченными чашей героев.

              Чаша, в мифологии часто выступает вместе с другими предметами, -символами функций. Ей сопутствует священное оружие - символ воинской функции, и сама она в первую очередь отмечает представителей этой категории. Символика чаши схожа и с символикой функции производителей материальных благ, в частности с котлом и рогом изобилия. (именно поэтому, для героев Дэна нет большой разницы между этими предметами).  (21) 

Ну и конечно, наряду с чашей огромное значение имело и ее содержимое. 'In vino veritas' - утверждали древние. И с этим (в умеренных дозах) следует согласиться. Пусть и нас не обойдет своей милостью чаша сия.

 

 

1. Грааль. - МНМ. М., СЭ, Т.1. с.317

2. Геродот. Мельпомена. Страна скифов. Алматы, 2003, Издательский дом 'Кочевники'. С.12-13.

3. Там же. С.10.

4. Плоских В.М. Памятники древней цивилизации на дне Иссык-куля // Наследие материальной и духовной культуры Кыргызстана. Бишкек 2005.  С.12

5. Акишев К.А. Курган Иссык.М., Искусство.1978.С.41

6.  Дюмезиль  Ж. Осетинский эпос и мифология. М.,1976. С. 45 след.; Его же. Скифы и нарты. М.,1990. С. 174-181;    См. КОЧИЕВ К.К.   Реликт дохристианской религии алан в Пшав-Хевсуретии (Иахсар/Ахар) Известия Юго-Осетинского научно-исследовательского института им. . З.Н. Ванеева, Вып. XXXV, 1998

7 .Геродот  IV: 66 .

8. А б а е в  В. И. Нартовский эпос осетин // Избр. труды. Т. I. С.188. ("Политика", VII,2,9).   

9. Калоев Б.А. Уацамонга.  МНМ . т. 2.С.543. Здесь интересно отметить, что одна и та же идея может передаваться разными средствами. У  греков существует особым образом изготовленная 'чаша справедливости', ее в противоположность балкарскому бочонку, нельзя наполнить выше определенного уровня.  

10. Бичурин Н.Я. (Иакинф). Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. Алматы, Жалын. 1998. Т.1. С.50

11 Бонгард-Левин Г.М.,Грантовский Э.А. От Скифии до Индии. Древние арии: мифы и история. М., Мысль. 1983   с.115.

12 .Уарзиати В.С. Из истории скифо-сакского наследия . // Вестник университета 'Кайнар'. 1997. вып.3. с. 29

13. Лубсан Данзан. 'Алтан Тобчи' ('Золотое сказание'). Пер. с монгольского, введение, комментарии и приложение Н.П. Шастиной. М., 1973  С.165.     

14. Путешествие в восточные страны Плано Карпини и Гильома де Рубрука.Алматы, Гылым. 1993. С.82.

Понимание обычаев и традиций монголов в связи с данным сюжетом дают работы крупнейшего венгерского монголоведа Agnes Birtalan и в частности статья 'Mongol'  -The Greenwood Encyclopedia of World Folklore and Folklife. Greenwood Press. Westport, Connecticut - London. Vol.2. 2006.  pp.252-259/

15 .  Шаханова Н.Ж. Символические аспекты традиционной свадебной трапезы казахов // Этнографическое изучение знаковых средств культуры. Л., Наука. 1999.  с.181-182 .

       16. Утемиш-хаджи.Чингиз-наме. Алма-Ата, 1992. С.59.

17. Латышев В.В. Известия древних писателей о Скифии и Кавказе. Часть вторая. Латинские писатели // Вестник древней истории. 1949. ? 1. С. 277, 278, 281, 282.

18 . Рустам и дивы - Сказки и легенды Систана.М.,1981. с.247.

19. Бичурин Н.Я. (Иакинф). Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. Алматы, Жалын. 1998. Т.1. С.50

20 .Уарзиати В.С. Из истории скифо-сакского наследия . с. 29

21. Здесь чаша связана с идеей 'полный - счастливый',  'неполный-несчастный'. Некоторые тюркоязычные народы в полнолуние выносят чашу, считая, что тем самым достигнут изобилия.

 

 Copyright © centralasiagalievanuar@hotmail.com 
BOXMAIL.BIZ - BEST WEB BUILDER
WOL.BZ - Free hosting
RIN.ru - Russian Information Network 3